- Сообщения
- 221
- Статус
-
- Заказчик
- Уполномоченный орган (учреждение)
- ФЗ
-
- 44-ФЗ
- 178-ФЗ
1.1. Нарушения и штрафы при формировании плана-графика закупок
За нарушения при формировании плана-графика закупок штрафуют ответственных должностных лиц. Как правило, это контрактный управляющий или работник контрактной службы. Размеры штрафа установлены в пределах от 5 тыс. до 50 тыс. руб., но они разные для каждого конкретного вида нарушения:
1.2. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки
За эти нарушения могут оштрафовать не только контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, но и должностных лиц уполномоченных органов или специализированную организацию - как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документов по закупке, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:
1.3. Нарушение порядка проведения процедур определения поставщика
Если необоснованно отклонили заявку или, например, нарушили требования к содержанию протокола, ФАС России может не только вынести предписание об устранении нарушений, но и назначить штраф в зависимости от вида нарушения:
Кроме того, членов закупочной комиссии могут привлечь к административной ответственности за допущенные ими нарушения в ходе проверок контрольным органом в сфере закупок.
1.4. Нарушения, допущенные оператором электронной площадки
Почти за все нарушения, которые допускает площадка, штрафуют юридическое лицо - оператора электронной площадки. И только за разглашение сведений об участнике до окончания аукциона оштрафовать могут еще и виновного работника электронной площадки.
1.5. Нарушения при заключении и исполнении контрактов
На этой стадии закупочной деятельности к ответственности могут привлечь не только заказчика, но и исполнителя по контракту.
1.6. Нарушения, допущенные экспертом, экспертной организацией
За предоставление заведомо ложного экспертного заключения для эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя предусмотрена административная ответственность (ст. 7.32.6 КоАП РФ):
1.7. Нарушения в ходе контрольных мероприятий
В ходе проведения проверок контрольными органами вы можете быть оштрафованы не только за нарушения в закупочной деятельности, но и за поведение во время этой проверки.
1.8. Нецелевое использование бюджетных средств
Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).
2. Какие установлены сроки давности привлечения к ответственности
За большинство нарушений вас могут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения. Если правонарушение длящееся, то наказать могут в течение одного года с момента его обнаружения. За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение двух лет (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Важно! До внесения изменений в законодательство РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ необходимо исчислять начиная со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П). Что касается срока давности привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, то его надо исчислять с момента, когда произошло дополнительное расходование бюджетных средств, а не с даты заключения дополнительного соглашения к контракту (п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2020)).
Если срок давности истек, к административной ответственности вас не привлекут.
Подготовлено с использованием КонсультантПлюс.
За нарушения при формировании плана-графика закупок штрафуют ответственных должностных лиц. Как правило, это контрактный управляющий или работник контрактной службы. Размеры штрафа установлены в пределах от 5 тыс. до 50 тыс. руб., но они разные для каждого конкретного вида нарушения:
включили в план-график объект закупки, который не соответствует требованиям к закупкам и (или) нормативным затратам, - штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
нарушили порядок или не учли форму обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки - штраф 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Как указано в названии нормы, она предусматривает ответственность за нарушение законодательства при планировании закупок. На данный момент сведения о НМЦК не включаются в план-график, также не утверждены формы обоснования НМЦК, объекта закупки и нет обязанности по их формированию. Однако из диспозиции нормы следует, что в ней установлена ответственность, не связанная с планированием. Полагаем, что за нарушение порядка обоснования НМЦК могут привлечь к ответственности по указанной норме. Поэтому во избежание неблагоприятных последствий рекомендуем соблюдать требования к порядку обоснования НМЦК согласно ст. 22 Закона N 44-ФЗ;
не провели общественное обсуждение закупок, нарушили порядок или сроки проведения - штраф 30 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
нарушили сроки размещения в ЕИС или утверждения плана-графика, в том числе вносимых в них изменений, - штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
не внесли изменения в план-график - административный штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ). Данная статья предусматривает ответственность за публикацию извещения о закупке (направление приглашения принять участие в закупке) ранее 10 дней с даты изменения плана-графика.
Вместе с тем учтите, что согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ вы можете внести изменения в план-график за один день:
- до заключения контракта с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- размещения в ЕИС извещения о закупке;
- направления приглашения принять участие в закрытой закупке.
Исключения: изменения в план-график вносятся не позднее дня, когда заключен контракт с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 23 Порядка N 1279).
Полагаем, в этой ситуации применить ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ нельзя, до тех пор пока в КоАП РФ не будут внесены соответствующие изменения;
разместили в ЕИС извещение или направили приглашение к участию в закупке, которая не предусмотрена планом-графиком, - штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
1.2. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки
За эти нарушения могут оштрафовать не только контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, но и должностных лиц уполномоченных органов или специализированную организацию - как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документов по закупке, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:
при проведении конкурса или аукциона нарушили сроки на два рабочих дня или меньше - штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица 15 тыс. руб. Если просрочка больше, штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица 100 тыс. руб. (ч. 1, 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
при проведении запроса котировок нарушили срок не больше чем на один рабочий день - штраф для должностного лица 3 тыс. руб., для юридического лица 10 тыс. руб. Если пропуск свыше одного рабочего дня, штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица 50 тыс. руб. (ч. 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).
1.3. Нарушение порядка проведения процедур определения поставщика
Если необоснованно отклонили заявку или, например, нарушили требования к содержанию протокола, ФАС России может не только вынести предписание об устранении нарушений, но и назначить штраф в зависимости от вида нарушения:
нарушили порядок представления документации или приема заявок, порядок разъяснений документации, допустили нарушения при размещении данных в ЕИС - штраф 15 тыс. руб. для должностного лица, 50 тыс. руб. - для юридического лица. Но к этим нарушениям не относится просрочка размещения информации (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ). Поскольку документация о закупке составляется только при проведении закрытых закупок (в том числе электронных), полагаем, что ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ может наступить и за нарушения, допущенные при разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона (электронного конкурса, электронного запроса котировок);
не разместили в ЕИС обязательную информацию или документ - штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. - для юридического лица (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
установили размер обеспечения заявок или обеспечения контракта с нарушением допустимых пределов или установили не предусмотренный законом способ обеспечения исполнения контракта - штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
установили недопустимые порядок оценки заявок, требования к участникам и (или) запросили в составе заявки документы или сведения, не предусмотренные законом, - штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
объединили в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, работы и услуги, включили в описание объекта закупки указание на товарный знак без слов "или эквивалент" - штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
утвердили документацию о закупке или условия запроса котировок, которые содержат положения, не соответствующие законодательству РФ о контрактной системе, - штраф для должностного лица 3 тыс. руб. Но к данному случаю не относятся указанные выше нарушения в описании объекта закупки или при установлении недопустимого порядка оценки заявок или размера обеспечения (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ). Поскольку документация о закупке составляется только при закрытых закупках (в том числе электронных), полагаем, что ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ может наступить и при утверждении извещения о проведении электронного аукциона (электронного конкурса), если оно содержит положения, не соответствующие законодательству РФ о контрактной системе;
сократили срок приема заявок или нарушили порядок отмены определения поставщика - штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ);
неправильно выбрали способ определения поставщика - штраф 30 тыс. руб. Так накажут, например, если вместо проведения электронного запроса котировок закупили у единственного поставщика (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ);
не провели конкурс или аукцион, когда поставщика можно было выбирать только таким способом, - штраф 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ);
провели закрытый аукцион или закрытый конкурс, когда это не предусмотрено законом, - штраф 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
нарушили порядок согласования закрытой закупки - штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
не устранили нарушение и разместили закупку вопреки предписанию органа финансового контроля - штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ);
закупились у СМП и СОНКО за год меньше чем на 15% от СГОЗ - штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Учтите, что начиная с 2022 г. годовой объем закупок у СМП и СОНКО должен быть не менее 25% от СГОЗ;
не вернули вовремя обеспечение заявки на участие в бумажной закрытой процедуре - штраф для должностного лица 5 тыс. руб. Если просрочка больше трех рабочих дней, штраф составит уже 30 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
Административная ответственность членов закупочной комиссии по Закону N 44-ФЗ и иных должностных лиц заказчика может наступить за следующие нарушения:необоснованно отклонили или допустили участника конкурса и аукциона, нарушили порядок вскрытия конвертов, нарушили порядок оценки заявок - штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ);
необоснованно отклонили или допустили к участию в запросе котировок, нарушили порядок рассмотрения и оценки заявок - штраф для должностного лица в размере 5% от НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ);
признали победителя с нарушением - штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ);
нарушили требования к содержанию протокола - штраф для должностного лица 10 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
нарушили срок подписания протокола - штраф для должностного лица 3 тыс. руб., а если просрочка больше двух рабочих дней - 30 тыс. руб. (ч. 13, 14 ст. 7.30 КоАП РФ).
В этих случаях члены закупочной комиссии несут ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).Кроме того, членов закупочной комиссии могут привлечь к административной ответственности за допущенные ими нарушения в ходе проверок контрольным органом в сфере закупок.
1.4. Нарушения, допущенные оператором электронной площадки
Почти за все нарушения, которые допускает площадка, штрафуют юридическое лицо - оператора электронной площадки. И только за разглашение сведений об участнике до окончания аукциона оштрафовать могут еще и виновного работника электронной площадки.
Электронная площадка нарушила порядок проведения аукциона или порядок аккредитации участника - штраф 300 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ).
Нарушен порядок ведения реестра участников электронного аукциона - штраф 15 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
Площадкой нарушены правила документооборота или сроки направления документов - штраф 15 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
Разглашена информация об участнике до подведения результатов электронного аукциона - штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 250 тыс. руб. - для юридического лица (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
Полагаем, что к ответственности за перечисленные нарушения могут привлечь оператора электронной площадки, а также оператора специализированной электронной площадки и в случае, когда проводятся электронный конкурс, закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион, электронный запрос котировок и закупка товаров у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.1.5. Нарушения при заключении и исполнении контрактов
На этой стадии закупочной деятельности к ответственности могут привлечь не только заказчика, но и исполнителя по контракту.
Заключили контракт на условиях, не предусмотренных документами закупки или заявкой, - штраф в размере 1% от НМЦК, но в пределах от 5 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки - штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств иди цены уменьшенного объема по контракту (ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ).
Изменили условия контракта, когда законом такой возможности не предусмотрено, - штраф для должностного лица 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб. - для юридического лица. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки - штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Нарушили порядок расторжения, когда отказались в одностороннем порядке от исполнения контракта, - штраф 50 тыс. руб. для должностного и 200 тыс. руб. для юридического лица (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).
Ваши действия (бездействие) помешали исполнить обязательства по контракту и причинили существенный вред интересам общества и государства - штраф для должностного лица или индивидуального предпринимателя в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. руб., или дисквалификация сроком до двух лет. Для юридического лица - штраф до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тыс. руб. Но так накажут, только если эти действия не влекут уголовной ответственности (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ). В частности, ФАС России отметила, что ответственность по этой статье может наступить, если вред интересам общества и государства составил менее 1,5 млн руб., в остальных случаях возможно привлечение к ответственности по ст. 293 УК РФ (Письмо от 22.03.2018 N РП/19241/18). Учтите, что возможность привлечь к административной ответственности по этой норме поставщика (подрядчика, исполнителя) за просрочку исполнения обязательств по контракту признана соответствующей Конституции РФ (п. 3 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2021 год). Кроме того, вас как поставщика (подрядчика, исполнителя) могут наказать и в том случае, если ранее вас подвергли административному наказанию за неисполнение обязательств по контракту, которые остаются неисполненными после окончания дополнительно согласованного сторонами для их исполнения срока. В этом случае речь не идет о привлечении к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1157-О).
За следующие нарушения при заключении и исполнении контракта накажут только должностных лиц заказчика.Заказчик отказался заключить контракт или нарушил сроки заключения - штраф 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).
Не провели или нарушили порядок проведения обязательной экспертизы результатов по контракту - штраф 20 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ).
Не составили документы о приемке по контракту или не направили поставщику мотивированный отказ от подписания таких документов - штраф 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ). Учтите, документ о приемке товаров, работ, услуг по контракту, заключенному по итогам проведения электронной закупки (в том числе закрытой) формируется в ЕИС. При этом изначально его формирует поставщик (подрядчик, исполнитель) (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Приняли результаты закупки, а они не соответствуют контракту и это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению объема закупки - штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Нарушили срок оплаты, в том числе выплаты аванса по контракту, - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если привлекаетесь за это нарушение повторно, то вам грозит дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 1, 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ). Учтите, что одним из условий привлечения к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ является установление факта своевременного доведения до заказчика бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). Причем положения указанной нормы распространяются и на должностных лиц бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ. Данные выводы можно сделать из Письма ФАС России от 28.08.2019 N ИА/74989/19.
Не направили вовремя или направили недостоверную информацию для включения в реестр контрактов или реестр недобросовестных поставщиков - штраф для должностного лица 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).
1.6. Нарушения, допущенные экспертом, экспертной организацией
За предоставление заведомо ложного экспертного заключения для эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя предусмотрена административная ответственность (ст. 7.32.6 КоАП РФ):
для должностного лица - штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года;
для юридического лица - штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
За предоставление экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения, которое привело к последствиям, указанным в ст. 200.6 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность.1.7. Нарушения в ходе контрольных мероприятий
В ходе проведения проверок контрольными органами вы можете быть оштрафованы не только за нарушения в закупочной деятельности, но и за поведение во время этой проверки.
Не выполнили в срок предписание контрольного органа в сфере закупок - штраф для должностного лица 50 тыс. руб., для электронной площадки или специализированной организации - 500 тыс. руб. При повторном нарушении - дисквалификация сроком на один год (ч. 7, 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ).
Не выполнили в срок предписание (представление) органа финансового контроля - штраф для должностного лица от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до двух лет. При повторном нарушении - дисквалификация сроком на два года (ч. 20, 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Своевременно не представили или представили недостоверные сведения, запрашиваемые контрольным органом в сфере закупок или органом финансового контроля, - штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица - 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).
Не выполнили в ходе проверки требование должностного лица контрольного органа - штраф для виновного сотрудника от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Препятствовали деятельности проверяющего лица или уклонялись от проверки - штраф для должностного лица от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридического лица - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Если такие действия привели к тому, что проверку не провели, - штраф для должностного лица от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юридического лица - от 20 тыс. до 50 тыс. руб. Если проверку из-за ваших действий не смогли провести неоднократно - штраф для должностного лица от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация сроком от шести месяцев до года, для юридического лица - штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 1 - 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ).
1.8. Нецелевое использование бюджетных средств
Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).
Если вы направили бюджетные средства не по назначению - штраф для должностного лица от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до трех лет, для юридического лица - штраф в размере от 5 до 25% от суммы использованных не по назначению средств (ст. 15.14 КоАП РФ).
2. Какие установлены сроки давности привлечения к ответственности
За большинство нарушений вас могут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения. Если правонарушение длящееся, то наказать могут в течение одного года с момента его обнаружения. За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение двух лет (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Важно! До внесения изменений в законодательство РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ необходимо исчислять начиная со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П). Что касается срока давности привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, то его надо исчислять с момента, когда произошло дополнительное расходование бюджетных средств, а не с даты заключения дополнительного соглашения к контракту (п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2020)).
Если срок давности истек, к административной ответственности вас не привлекут.
Подготовлено с использованием КонсультантПлюс.